Ферменты и гормоны

Прочитайте текст и выполните задание

ФЕРМЕНТЫ И ГОРМОНЫ

Жизнь любого организма можно представить как множество непрерывно протекающих биохимических реакций. Белкам в этих реакциях отведена особая роль. От них зависит слаженность и точность обмена веществ. Белки, ускоряющие химические реакции называются ферментами. Без ферментов большинство химических реакций протекало бы чрезвычайно долго, иногда десятилетиями. Каждый фермент ускоряет одну-единственную реакцию. Из любой смеси фермент выбирает строго определенные вещества и заставляет их реагировать. Дело в том, что молекула фермента геометрически точно соответствует молекуле реагирующего вещества (субстрату). Поэтому говорят, что ферменты специфичны по отношению к субстрату. Большинство ферментов расположено на клеточных мембранах. На внутренних мембранах митохондрий работают дыхательные ферменты. В пищеварительной системе в разных кислотных средах работают пищеварительные ферменты. Работают они и в хлоропластах, и в цитоплазме клеток. Ферменты — это белки, а вам известно, что белки имеют первичную, вторичную, третичную и четвертичную структуру. Фермент, ускорив определенную реакцию, практически не изменяется и сразу же приступает к ускорению следующей реакции. Белковую природу имеют и некоторые гормоны.

Гормоны — биологически активные вещества, вырабатываемые в организме специализированными клетками или органами (железами внутренней секреции) и оказывающие целенаправленное влияние на деятельность других органов и тканей. Гормоны, выделяемые в кровь, участвуют в регуляции всех жизненно важных процессов — роста, развития, размножения, обмена веществ. Свое действие они оказывают на органы или клетки, находящиеся на достаточно большом расстоянии от места, в котором они образуются. Действуя на клетки или органы — мишени, гормоны вызывают их ответную реакцию. Затем они разрушаются. Действие гормонов гораздо медленнее, чем действие ферментов. Но и функции их различны.

Используя содержание текста «Ферменты и гормоны» и имеющиеся у вас знания, ответьте на следующие вопросы.
1) Чем объясняется специфичность ферментов?
2) В чем заключается различие между пищеварительными ферментами желудочного и кишечного соков?
3) Приведите пример действия гормонов, например щитовидной или поджелудочной железы.

+ Правильный ответ:

Дыхательные системы животных

Чем отличается газообмен насекомых от газообмена кольчатых червей?

+ Правильный ответ:

Прокариотические и эукариотические клетки

Прочитайте текст и выполните задание

ПРОКАРИОТИЧЕСКИЕ И ЭУКАРИОТИЧЕСКИЕ КЛЕТКИ

Электронный микроскоп выявил фундаментальные отличия между эукариотическими и прокариотическими клетками. Предполагается, что прокариотические (бактериальные) клетки возникли раньше эукариотических. Бактериальным клеткам присущи все жизненные функции, но у них нет окруженных мембраной органелл, имеющихся в эукариотических клетках, а именно митохондрий, эндоплазматической сети, хлоропластов, лизосом и комплексов Гольджи. Самое же важное их отличие заключается в том, что у них нет и окруженного мембраной ядра. Именно этот признак является решающим при делении клеток на прокариотические и эукариотические. Прокариотическая ДНК представлена одной свернутой кольцевой молекулой. Рибосомы в прокариотических клетках имеются, но они здесь мельче, чем в цитоплазме эукариотических клеток.

У прокариотических клеток имеются клеточные стенки несколько иного химического состава, чем у эукариотических клеток. Вакуолей с клеточным соком у прокариотических клеток нет, нет и пищеварительных или сократительных вакуолей, которые присутствуют в эукариотических клетках животных.

Используя содержание текста «Прокариотические и эукариотические клетки», укажите три процесса, которые происходят как в прокариотических, так и в эукариотических клетках.

+ Правильный ответ:

Рефлекторная дуга

Какой участок рефлекторной дуги нужно удалить у собаки, что бы выработанные у нее условные пищеварительные рефлексы исчезли? Ответ объясните.

+ Правильный ответ:

Анализ таблицы

Культуру, содержащую 20 бактерий в 1 мл, поместили в парное молоко и поставили его в теплое место. Таким образом, исследователи создали идеальные условия для развития бактерий. В таблице отражены данные, показывающие изменение численности бактерий на протяжении нескольких часов. Изучите таблицу и ответьте на вопросы.

Число бактерий Время
20 1 час
100 2 часа
1 000 3 часа
10 000 4 часа
100 000 5 часов
1 000 000 6 часов
1 000 000 7 часов
750 000 8 часов
700 000 9 часов
700 000 10 часов

+ Правильный ответ:

Прямое и непрямое развитие организмов

Прочитайте текст и выполните задание

ПРЯМОЕ И НЕПРЯМОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

Прямое развитие происходит без превращений. В этом случае вновь появившийся на свет организм отличается от взрослой особи только размерами, пропорциями и недоразвитием некоторых органов. Такое развитие наблюдается у ряда насекомых, рыб, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Так, из икринки рыбы выходит малек, похожий на взрослую особь, но отличающийся от нее размерами, недоразвитием чешуи и плавников, а человек рождает маленького ребенка, не умеющего ходить, говорить и т.д.

У насекомых, таких как кузнечики, саранча, тля, из яйца выходит личинка, похожая на взрослую особь, которая растет, линяет и превращается во взрослое насекомое или имаго.

При развитии с превращением из яйца появляется личинка, совершенно не похожая на взрослый организм. Такое развитие называется непрямым или развитием с метаморфозом, т.е. постепенным превращением организма во взрослую особь. Личинки растут, питаются, однако в большинстве случаев они не способны к размножению. Развитие с превращением характерно для ряда насекомых и земноводных. У насекомых при развитии с полным превращением особь проходит несколько последовательных стадий, отличающихся друг от друга образом жизни и характером питания. Например, у майского жука из яйца выходит гусеница, которая имеет червеобразную форму тела. Затем гусеница после нескольких линек превращается в куколку — неподвижную стадию. Куколка не питается, а развивается через некоторое время во взрослое насекомое.

Способы добывания пищи у гусеницы и взрослого жука различны. Гусеница питается подземными частями растений, а жук, — листьями. У некоторых видов взрослые особи вообще не питаются, а сразу приступают к размножению.

Среди позвоночных животных развитие с метаморфозом происходит у земноводных. Из яйца выходит личинка — головастик. Внешне он напоминает малька рыбы, дышит жабрами и передвигается с помощью плавников. Через некоторое время у него формируются конечности, развиваются легкие, исчезает хвост. Через два месяца после выхода из яйца головастик превращается во взрослую лягушку. Однако некоторые земноводные развиваются с неполным превращением, например аксолотли. Их личинки достаточно крупных размеров живут в воде, имеют пятипалые конечности, дышат жабрами и способны к размножению.

Используя содержание текста «Прямое и непрямое развитие организмов», укажите основные особенности организмов, развивающихся с полным превращением, отличающие их от организмов, развивающихся с неполным превращением.

+ Правильный ответ:

Учение о высшей нервной деятельности

Укажите имена двух русских ученых 19–20 вв., внесших большой вклад в развитие учения о высшей нервной деятельности, и назовите их работы.

+ Правильный ответ:

Возбуждение и торможение

Прочитайте текст и выполните задание

ВОЗБУЖДЕНИЕ И ТОРМОЖЕНИЕ

Условием для осуществления любого рефлекса является целостность всех звеньев рефлекторной дуги. Между центральной нервной системой и рабочими органами существуют прямые и обратные связи, лежащие в основе саморегуляции таких функций организма, как дыхание, кровообращение, выделение и т.д. В осуществлении любого рефлекса участвуют два процесса — процесс возбуждения, вызывающий или усиливающий определенную деятельность и процесс торможения, выключающий те нервные центры, которые могли бы мешать осуществлению этой деятельности организма. Процесс торможения противоположен возбуждению: он прекращает, ослабляет или препятствует возникновению рефлекторной деятельности. Возбуждение, возникающее в одних центрах нервной системы, сопровождается торможением в других: нервные импульсы, поступающие в ЦНС, могут задерживать (тормозить) те или иные рефлексы. Явление центрального торможения было открыто И.М. Сеченовым в 1862 г. Взаимодействие процессов возбуждения и торможения лежит в основе нервной деятельности, регуляции и координации функций в организме. Например, во время ходьбы чередуется сокращение мышц сгибателей и разгибателей. При возбуждении центра сгибания суставов тормозится центр их разгибания. В этот момент разгибатели расслабляются. При возбуждении центра разгибания расслабляются сгибатели. Так обеспечивается согласованное движение мышц.

Торможение может быть безусловным и условным. Примером безусловного торможения может быть агрессия собаки при попытке отнять у нее еду. Раздражитель — в данном случае человек или другая собака — немедленно тормозит пищевой рефлекс и вызывает агрессию. Торможение условных рефлексов может быть, по И.П. Павлову, внешним и внутренним. Внешнее торможение возникает при действии более сильного раздражителя. Условный слюноотделительный рефлекс у собаки, выработанный на свет, тормозится сильным звуком звонка. Внутреннее торможение возникает в отсутствие безусловного раздражителя. Если не подкреплять условные рефлексы собаки лакомством, то они затормозятся.
(По Шустановой ТЛ.)

Используя содержание текста «Возбуждение и торможение», укажите звенья рефлекторной дуги и объясните, что образуется в коре мозга при формировании условного рефлекса и возникновении условного торможения.

+ Правильный ответ:

Количество яиц и выживаемость птенцов

Количество откладываемых птицами яиц и выживаемость птенцов не связаны прямой зависимостью. Кладка может быть большой, а выживаемость птенцов маленькой. С чем это может быть связано?

+ Правильный ответ:

График колебания численности

На рисунке дан график колебаний численности лис и зайцев в экосистеме.

g01496

Объясните, с какой периодичностью меняется численность лис и зайцев. Какие процессы обозначены цифрами 1, 2, 3 со стрелками?

+ Правильный ответ: